Феномен Зеленского — Почему Зеленский побеждает?

Зеленский

Замечание. Эта статья не содержит никаких оценок личности или программы кандидата и не является агитацией ни за, ни против него. Это попытка объективного анализа кампании Зеленского как интересного и важного политологического явления. Я не политолог, но сейчас практически все политологи трудоустроены, поэтому придется делать это за них.

Феномен Зеленского заслуживает изучения. Я буду всячески воздерживаться от оценок личности данного кандидата, его взглядов, а также явных или гипотетических связей с олигархами. Постараюсь лишь проанализировать причины и инструменты его высокого результата.

Важнейшим фактором роста рейтинга Зеленского является то, что он объединил три электоральные группы.

1. Избиратели «против всех» стали ядром электората Зеленского. Они изначально были готовы проголосовать за любого антисистемного кандидата, что является формой выражения их протеста против традиционных элит. Подобный протест, подобный запрос на антисистемные лица можно наблюдать во многих странах мира.

И я, и другие аналитики (не исключено, что и сам Зеленский) думали, что этим все и ограничится. Но в январе он начал набирать вторую группу.

2. Пророссийский электорат утратил единого кандидата после раскола пророссийского блока на две части (к этому расколу приложил руку и штаб Порошенко, но они вряд ли прогнозировали подобные последствия). Многие пророссийские избиратели разочаровались в кандидатах Бойко и Вилкул и увидели своего в Зеленском: русскоязычный, не давит на патриотизм, считает необходимым прекратить войну.

Таким образом, Зеленский получил вторую группу избирателей и значительно повысил свой рейтинг, став лидером гонки.

3. И здесь включилась третья группа, которую условно можно назвать «лишь бы не Порошенко». Это избиратели, для которых основной задачей нынешних выборов является устранение Порошенко (спектр причин разнообразен — от разочарования реформами и коррупцией до влияния российской пропаганды). Эти избиратели в конце прошлого года либо не определились, либо были готовы голосовать за Тимошенко как за кандидата, который победит Порошенко. Когда Зеленский стремительно вырвался вверх, они увидели будущего победителя в нем. Голоса начали перетекать от Тимошенко к Зеленскому, и этот процесс динамично продолжается с начала года: она падает, он растет. Безусловно, это не леваки-патерналисты, потому что им Зеленский ничего не предлагает; это избиратели, для которых главной особенностью Тимошенко была не ее личность, взгляды или программа, а ее будущая победа над Порошенко.

Приходится слышать, что за Зеленского не голосуют из убеждений, а только по приколу. Это неправда, еще и как голосуют! Проблема в том, что голосуют за него из разных убеждений, и все уверены, что его убеждения такие же, как у них (см. ниже про зеркальную технологию). Такую амбивалентность избирателей Зеленского подтверждают социологические исследования.

Методы и инструменты, с помощью которых был достигнут такой высокий результат, заслуживают внимания.

1. Очевидно, самым интересным инструментом является сериал, в котором Зеленский сыграл роль президента Голобородько. Я не уверен, что где-то в мире случалось подобное. Важно, что люди с до-критическим мышлением (а таких в Украине 80%) отождествляют артиста и роль. Так, ребенок верит, что перед ним настоящий Дед Мороз, даже если видел, как папа надевал бороду. Конечно, среди избирателей Зеленского много людей с развитым критическим мышлением, но на часть аудитории сериал оказал большое влияние.

В целом, думаю, что все согласятся с тем, что кандидата Зеленского сделало телевидение.

2. Digital. Команды других кандидатов даже не пытались использовать современные каналы и инструменты. Все они застряли в 20-м веке с его бордами и телевидением, хотя значительная часть избирателей уже живут в 21-м. Активная работа в этом сегменте информационного пространства приятно поразила часть избирателей, в которых сформировалось благосклонное отношение к Зеленскому. Добавлю, что социальные сети не воспринимают традиционной высокопарной риторики и консервативных лозунгов других кандидатов. Команда Зеленского продемонстрировала согласованность каналов и посылов.

3. «Зеркальная технология». Так я назвал подход команды Зеленского, которая заключается в отсутствии четких заявлений по ключевым проблемам, молчании и уклонении от дебатов, встреч и интервью. Поскольку Зеленский объединил три разные и часто несовместимые целевые группы, то явное высказывание позиции по вопросам, которые являются основной для идентификации и разграничения, может легко кого-то отпугнуть. Молчание позволяет каждому избирателю быть уверенным, что кандидат разделяет именно его ценности и позиции. Многие избиратели считают, что Зеленский за евроинтеграцию, многие другие уверены в его пророссийской позиции. Каждый видит в кандидате себя, как в зеркале.

4. Коммуникация Ребенок — Ребенок. Известный психолог Эрик Берн в книге «Игры, в которые играют люди» определяет три «Я-состояния» личности: Родитель, Взрослый и Ребенок. Почти все кандидаты формируют политический образ Отца или Матери и с этой вершины обращаются к избирателю, как к Ребенку («Я буду вас защищать, заботиться, обеспечивать и т.д.»). Зеленский стал первым, кто обратился с позиции Ребенка к Ребенку («Сделаем их вместе» и другие подобные лозунги), и это оказалось совершенно новым словом в украинской политической рекламе, выгодно отличая такой посыл от других — заезженных и одинаковых.

5. Short run (короткий забег). Ранний старт Тимошенко, как мы видим, привел к исчерпанию ресурсов набора рейтинга: не хватает месседжей, не хватает новых групп, которые можно было бы привлечь. Команда Зеленского блестяще рассчитала время старта, чтобы на момент выборов он оказался на пике. Неважно, что будет потом. Спортсмен должен быть в наилучшей форме именно на момент соревнований.

Все вышесказанное можно подытожить одной фразой: в украинскую политическую реальность прорвался постмодерн. Идет битва не идеологий или позиций, а публичных имиджей, виртуальных образов.

Прорыв постмодерна в страну, которая пытается, истекая кровью, выйти из средневековья в модерн, может привести к шоку (перепрыгивание через уровни ментального, социального или экономического развития ничем хорошим никогда не заканчивается). Но в то же время это сыграет положительную роль, разрушив старые модели политической коммуникации и способствуя гражданском росту. (Еще раз подчеркну: я пишу не о потенциальном президентстве Зеленского, а исключительно о его кампании.)

Независимо от того, поддерживаете вы Зеленского или являетесь его категорическим противником, нравится вам его кампания или наоборот, — украинская политическая конкуренция уже никогда не будет такой, как прежде.

Автор: Валерий Пекар

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *